___"Ах, Алёша, Алёша..." - балет (2021) ___
(По мотивам волшебной сказки для детей А. Погорельского
"Чёрная курица или подземные жители")
Композиция, аранжировка, исполнение, запись и мастеринг - Юрий Моргачёв
Либретто - Татьяна Моргачёва

**********************************************************************************

*****************************************


**********************************************************************

Или этот плэйлист :



**********************************************************************

Или этот плейлист (Flash player) :

This div will be replaced


***********************************************************************************************************

Действующие лица :

- Алёша (герой сказочной повести, десятилетний мальчик).
- Папенька и маменька (родители Алёши, они же король и королева подземных жителей).
- Няня Алёши (она же чёрная курица и министр короля подземных жителей).
- Дядька (слуга в доме родителей Алёши, он же главный рыцарь короля).
- Содержатель пансиона (он же попугай и предводитель рыцарей королевы мышей).
- Жена содержателя пансиона (она же королева мышей, а также китайская статуэтка в комнате старушек).
- Четверо учителей пансиона (они же рыцари королевы мышей).
- Кухарка (она же кошка в комнате у голландских старушек).
- Ученики пансиона (дети 10-12 лет).
- Жители подземного царства.

***********************************************************************************************************

!!! - № № 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 - перезаписаны 06.05.2022



____ ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ _____



=======➤ № 1 - Пролог. День рождения Алёши

__+__➤➤ Партитура и партии
Москва. Родовое поместье родителей Алёши. У Алёши сегодня день рождения, ему исполнилось десять лет. В ожидании праздника, одетый и аккуратно причёсанный няней, он сидит на ступеньках парадного входа и наблюдает за игрой пускаемых им солнечных зайчиков в охристых всполохах осенней листвы старого сада. Лето закончилось, наступила осень. Завтра Алёшу дядька повезёт в Петербург, где он будет проходить обучение и воспитание в лучшем пансионе для мальчиков. Алёша слышит, как его зовёт няня. Бросив своё занятие, он спешит в дом.

=======➤ № 2 - Празднование дня рождения Алёши

__+__➤➤ Партитура и партии
Алёша вбегает в зал. Родители встречают его музыкой и затем дарят ему подарки. Папенька - книгу о рыцарях, рыцарский шлем и два деревянных рыцарских меча, маменька - рыцарский плащ, дядька - деревянного коня размером с Алёшу, нянька - праздничный пирог. Отведав пирога, Алёша уговаривает папеньку принять участие в шуточном рыцарском турнире. Папенька соглашается. Маменька, сев за клавесин, начинает играть музыку, призывающую к рыцарскому турниру. Алёша на деревянном коне и в рыцарском плаще и папенька в рыцарском шлеме весело сражаются на деревянных мечах. Дядька и няня изображают зрителей. Побеждает, конечно, Алёша. Начинается общий танец. Папенька танцует с маменькой, дядька - с няней. К танцу присоединяется и Алёша, подбегая то к одной паре, то к другой. Праздник заканчивается. Маменька и папенька целуют Алёшу и желают ему спокойной ночи. Няня уводит Алёшу в детскую комнату и укладывает его спать. Завтра рано утром дядька повезёт его в Петербург. Алёша засыпает.



____ ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ _____

 

 

=======➤ № 3 - Пансион. Знакомство с его обитателями

__+__➤➤ Партитура и партии
Петербург. Васильевский остров, Первая линия. Двухэтажный дом пансиона. Вокруг дома - большая территория. На втором этаже дома находится несколько комнат, в которых с одной стороны живут содержатель пансиона и его жена, а с другой стороны находятся классы. На нижнем этаже с одной стороны - спальные комнаты детей, а с другой живут две старушки, голландки, которых очень редко видят обитатели дома. На фоне дома стоят содержатель пансиона, напоминающий попугая, его жена, высокого роста, худая, с помпезной причёской и четверо учителей. Чуть поодаль - кухарка и две старушки-голландки. Напротив выстроились прибывшие ученики, мальчики от десяти до двенадцати лет. Содержатель пансиона представляет себя, свою жену и учителей вновь прибывшим ученикам.

=======➤ № 4 - Урок истории

__+__➤➤ Партитура и партии
В класс входит учитель истории и начинает урок. Он рассказывает ученикам о каких-то давно происходивших событиях, пишет на доске их даты и имена известных героев. Ученики внимательно слушают и записывают. Урок заканчивается. Учитель покидает класс, ученики встают, провожая его.

=======➤ № 5 - Урок арифметики

__+__➤➤ Партитура и партии
В класс входит учитель арифметики и начинает свой урок. Он пишет мелом на доске какие-то примеры (напр., 37+33=… 50x12=… и т. д.) и вызывает к доске по очереди учеников, чтобы они написали правильный ответ. Ученики по одному подходят к доске и решают арифметические задачи. Вот и этот урок заканчивается. Учитель покидает класс, ученики встают, провожая его.

=======➤ № 6 - Перемена

__+__➤➤ Партитура и партии
Ученики весёлой стайкой выбегают во двор. Во дворе мальчишки общаются друг с другом и играют в разные игры. Но вот перемена заканчивается и колокольчик в руках кухарки зовёт их на очередной урок. Мальчики убегают в помещение.

=======➤ № 7 - Урок словесности

__+__➤➤ Партитура и партии
Возвратившись в класс, ученики успокаиваются и рассаживаются по своим местам. Входит учитель словесности. Он патетически декларирует стихи. Ученики с восторгом его слушают. Урок близится к завершению. Появляется учитель географии с глобусом в руках. Тем временем учитель словесности под аплодисменты учеников покидает класс.

=======➤ № 8 - Урок географии

__+__➤➤ Партитура и партии
Учитель географии подходит к столу и начинает свой урок. Он рассказывает ученикам о разных странах (о России, Китае, Индии, Испании, Италии), иногда касаясь указкой глобуса, иногда выписывая на доске какие-то географические названия, на некоторые из которых мальчишки бурно реагируют (в хореографии возможны танцы учителя с учениками, отражающие перечисленные страны). И вновь звенит колокольчик в руках кухарки, оповещая об окончании уроков. Впереди зимние каникулы.

=======➤ № 9 - Грустное одиночество Алёши

__+__➤➤ Партитура и партии
В отличие от остальных детей Алёшу родители не забирали ни на выходные дни, ни на каникулы. Вот и в очередной раз проводив всех уехавших на каникулы детей, он остаётся в пансионе и в одиночестве гуляет во дворе, с грустью вспоминая o доме.

=======➤ № 10 - Знакомство с Чернушкой и спасение её от смерти

__+__➤➤ Партитура и партии
Идёт снег. Алёша начинает лепить снежную бабу, но его отвлекает звук, доносящийся с улицы. Он подбегает к высокому забору и через отверстие видит, как мимо проходит небольшой отряд марширующих солдат. Удовлетворив своё любопытство, Алёша подходит к гуляющим по двору курочкам. Его внимание привлекает особенно одна из них, чёрная и хохлатая. Он называет её Чернушкой. Чернушка в отличие от других курочек его не испугалась, а, наооборот, подошла к нему ещё ближе и даже позволила себя погладить. Вдруг он видит приближающуюся к нему кухарку с большим ножом в руке, которая просит его помочь ей поймать чёрную курицу. Алёша сразу догадался, что это значит. Он отказывается ей помогать. Тогда кухарка после нескольких неудачных попыток сама ловит Чернушку и направляется с ней к дому. Алёша, всхлипывая от жалости к Чернушке, подбегает к кухарке и, ухватившись за её руку, просит отпустить Чернушку. От неожиданности кухарка упускает из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, взлетает на кровлю сарая. Вне себя от досады кухарка хочет бежать к содержателю пансиона жаловаться на Алёшу, но Алёша, уцепившись за её платье, в слезах умоляет её не делать этого. Он вынимает из кармана империал, подарок его доброй бабушки, и протягивает его кухарке. Та, оглянувшись, не видит ли их кто-нибудь, протягивает руку и берёт империал. Алёше было очень жаль империала, но, вспомнив о Чернушке, он с твёрдостью отдаёт драгоценный подарок. Таким образом Чернушка была спасена от жестокой и неминуемой смерти. Лишь только кухарка удалилась в дом, Чернушка слетела с кровли и подбежала к Алёше. Она как будто знала, что он её избавитель и казалось, что хочет ему что-то сказать, но не может. Тут Алёшу зовут наверх. Он прощается с Чернушкой и бежит в дом.



____ ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ _____

 

 

=======➤ № 11 - Начало путешествия в подземное царство

__+__➤➤ Партитура и партии
Вечером, ложась спать, Алёша вспоминает прошедший день и Чернушку. Вдруг из-под соседней кровати выходит Чернушка и зовёт его пойти за собой. Она захлопала крыльями и повсюду в комнате появилось множество маленьких свечек. Стало светло, как днём. Алёша начинает одеваться, а курочка подаёт ему платье. Когда Алёша оделся, Чернушка опять захлопала крыльями и все свечки исчезли, а из её глаз стали выходить как будто лучи, освещавшие всё вокруг, хотя и не так ярко, как маленькие свечки. Алёша на цыпочках следом за Чернушкой вышел из комнаты и закрыл за собой дверь. Они пошли по коридору, пока не оказались перед медной дверью в комнату голландских старушек. Чернушка хлопнула крыльями и дверь сама собой отворилась. Оказавшись в комнате, Алёша стал рассматривать всё находящееся в ней. В комнате была печка, облицованнаая голландской плиткой. Напротив друг друга находились две кровати с пологами, на которых спали старушки. Они были в чепцах и в салопах и были похожи на восковые фигуры. Также в комнате находился большой платяной шкап, рядом с ним - комод, на котором стояли две китайские фарфоровые статуэтки, а рядом с комодом - маленький круглый столик, на котором стояла клетка с попугаем. Возле одной из кроватей сидела кошка. В лапке она держала империал, подарок его бабушки, и потирала им свои усы. Алёша с любопытством подошёл к кошке и хотел её погладить. Тут же попугай в клетке стал громко кричать: ''Дурак! Дурак!'', а одна из китайских статуэток закивала головой. Чернушка и Алёша быстро покидают комнату и закрывают за собой дверь.

=======➤ № 12 - Неожиданные изменения в комнате старушек

__+__➤➤ Партитура и партии
На сцене постепенно гаснет свет. Начинает звучать тревожная тихая музыка и свет на сцене медленно возвращается. Вдруг старухи садятся в своих кроватях. Головы у них опущены вниз, лица скрыты под кружевами чепцов. Одновременно с медленным возвращением света старухи ставят ноги на пол и протягивают друг другу руки. Они поднимают свои головы и резко поворачивают их к зрительному залу. Вместо лиц у них - мышиные морды. В этот момент отовсюду сбегается множество мышей. После непродолжительного бегания мыши замирают, встав на задние лапы. Старухи встают, держась за руки, и выходят в центр комнаты. Они начинают танец, поначалу не очень экспрессивный, напоминающий джигу. Через некоторое время к ним присоединяется кошка и танец становится агрессивно экспрессивным. По окончании танца из клетки выходит попугай и превращается в человека, очень похожего на содержателя пансиона. Он подходит к шкапу и хлопает в ладоши. Двери шкапа медленно и со скрипом открываются и выходят два пеших и два конных рыцаря. На их головах - шлемы, из которых торчат разноцветные перья. Попугай приветствует рыцарей, как их предводитель. Через мгновение одна из китайских статуэток спрыгивает с комода и превращается в мышиную королеву, напоминающую своим внешним видом жену содержателя пансиона. Она дважды взметает руки вверх. Старухи и кошка опускаются перед ней в глубоком реверансе, попугай встаёт на одно колено, а рыцари отдают ей честь. Начинается танец королевы, который из таинственного переходит в напряжённый и воинственный. В конце танца королева повелительным жестом указывает жезлом на дверь, в которую вышли Чернушка и Алёша. Рыцари во главе с их предводителем и мышиное войско устремляются в указанном направлении.

=======➤ № 13 - Продолжение путешествия. Сражение с рыцарями

__+__➤➤ Партитура и партии
Тем временем Чернушка и Алёша спускаются вниз по лестнице в подземелье и, пройдя по разным коридорам, оказываются в зале, освещённой тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам на стенах висели рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках. В конце залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. Лишь только они к ней подошли, как со стен соскочили два рыцаря, ударили копьями о щиты и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и, вдруг, сделалась очень большой, выше рыцарей, и стала с ними сражаться, защищаясь крыльями и клювом. Наконец, она так сильно ударила их крыльями, что они рассыпались на части, и Алёша увидел, что то были пустые латы! Медная дверь сама собой отворилась, и они вошли в другую залу, освещённую такими же маленькими свечками, какие Алёша видел в своей комнате, но шандалы были не серебряные, а золотые. Тут Чернушка оставила Алёшу одного, сказав ему, что скоро вернётся.

=======➤ № 14 - В гостях у короля подземного царства

__+__➤➤ Партитура и партии
Оставшись один, Алёша стал рассматривать всё вокруг, удивляясь роскошному убранству залы. В центре залы на возвышенном месте стояли два трона из золота. Открылась боковая дверь и в залу стали входить люди маленького роста. Это были придворные, красивые дамы в сопровождении кавалеров. Так же среди придворных были и военные. Не замечая Алёши, они чинно прохаживались, разговаривая друг с другом. Но вот открывается большая дверь в конце залы, все замолкают и выстраиваются в два ряда. Кавалеры снимают шляпы, дамы опускаются в реверансе. В одно мгновение в зале стало ещё светлее, и Алёша увидел входящих попарно тихим маршем рыцарей в золотых латах и с перьями на шлемах. Войдя, они встали в молчании по обеим сторонам тронов. Немного погодя в залу входит величественная пара с коронами на головах. Алёша догадался, что это были король с королевой и низко им поклонился. Они весьма ласково ему ответили и сели на золотые троны. Затем король жестом повелел подвести к нему Алёшу. Подойдя, Алёша с удивлением заметил, что король похож на папеньку, а королева - на маменьку. Обращаясь к Алёше, король сказал, что ему стало известно, как Алёша спас от неминуемой смерти его главного министра и заслуживает награды. Король указывает рукой на стоящего неподалёку человека небольшого роста в чёрном костюме и с маленькой шапочкой малинового цвета на голове, который приветливо улыбается, глядя на Алёшу. И тут Алёша вдруг понимает, что это и есть Чернушка. Король спрашивает Алёшу, чего он желает за спасение министра. Алёша, подойдя к королю, стесняясь, тихо говорит ему о своём желании никогда не учить уроки, но всегда их знать и быть всегда первым и лучшим среди учеников. Король, покачав головой, сказал, что он не думал, что Алёша такой ленивец. Затем он, посоветовавшись с королевой, говорит, что его желание будет выполнено. Тут же появляется паж с золотым подносом, на котором стоит маленькая шкатулочка. Взяв её в руки, король открывает шкатулочку. Алёша видит, что там лежит конопляное семечко. Король объясняет ему, что пока у него будет это семечко, он всегда будет знать свой урок, но с одним условием, чтобы Алёша никому не говорил о том, что он здесь увидел, иначе он потеряет этот дар, а жителям подземного царства доставит много неприятностей. Взяв конопляное зерно и положив его в карман, Алёша поблагодарил короля и пообещал быть молчаливым и скромным. После того, как Алёша поклонился королю и королеве, к нему подошёл министр и, подхватив его под руку, увёл через боковую дверь. Через мгновение с громким шумом в большую дверь врывается королева мышей со своей свитой и со своими рыцарями. Впереди рыцарей с громким криком: ''Дурак! Дурак!' несётся их предводитель, очень похожий на попугая. Начинается схватка с рыцарями короля, впереди которых выступает их предводитель, очень похожий на дядьку Алёши. Побеждают рыцари короля. Войско королевы мышей трусливо убегает.



____ ЧЕТВЁРТОЕ ДЕЙСТВИЕ _____

 

 

=======➤ № 15 - Алёша показывает свои способности

__+__➤➤ Партитура и партии
Учебный класс. За столом - содержатель пансиона и учителя. Алёша уверенной походкой заходит в класс и, встав перед учителями, начинает блестяще отвечать на вопросы по всем предметам. Учителя - в восторге. Они удивлены и эмоционально реагируют. Другие ученики и друзья Алёши наблюдают за происходящим через открытую дверь. Они переживают за него. По окончании экзамена Алёша горделиво идёт к выходу из класса. Друзья Алёши радостно подбегают к нему с поздравлениями, но Алёша, задрав нос, не принимает поздравления и отталкивает их. Мальчишки оставляют его в одиночестве. Алёша ищет в кармане зёрнышко и к своему ужасу не находит его.

=======➤ № 16 - Предательство Алёши

__+__➤➤ Партитура и партии
Учебный класс. Урок словесности. Учитель вызывает Алёшу к доске, чтобы он ответил свой урок. Но у Алёши без зёрнышка уже ничего не получается. Учитель спрашивает у него, почему он не знает своего урока. Алёша начинает плакать и рассказывает всю правду о Чернушке, о жителях подземного царства и о волшебном зёрнышке, тем самым совершает предательство, нарушив своё обещание королю.

=======➤ № 17 - Исход жителей подземного царства

__+__➤➤ Партитура и партии
Алёша в спальной комнате не может заснуть. Он в слезах переживает то, что с ним произошло. Появляется Чернушка в образе министра и со словами: ''Ах, Алёша, Алёша…'' протягивает ладонь, на которой лежит зёрнышко. На заднем плане проходят вереницей жители подземного царства. Шествие возглавляют конные рыцари. За ними следуют король с королевой, придворные и жители царства. Шествие замыкают пешие рыцари. В последний момент к ним присоединяется Чернушка и, оборачиваясь, прощально машет рукой Алёше. Алёша шепчет: ''Прощайте…''

=======➤ № 18 - Алёша просыпается. Эпилог

__+__➤➤ Партитура и партии
Алёша просыпается и понимает, что он дома и никуда не уезжал. Спрыгнув с кровати, он бежит в столовую, где за столом сидят папенька с маменькой и пьют утренний чай. Он подбегает к ним, радостно обнимает и целует их. Он счастлив. Сверху, плавно кружась, к нему в руки падает чёрное пёрышко.


****************************************************************************
****************************************************************************

****************************************************************************
****************************************************************************

➤ --- Переход на главную страницу ---